"Есть только два мнения: моё и неправильное!"


В то время посадка была самым сложным и ещё неотработанным этапом полёта, поэтому возвращать Лайку на Землю никто не планировал. Собака осталась на орбите... Гибель животного на втором искусственном спутнике Земли произошла от перегрева через 5-6 часов после начала интенсивного перегревания. Такое предположение было высказано на основании специально проведённых
аналитических опытов на собаках в лабораторных условиях в 1958 году, во время которых собак помещали в схожие условия. Все собаки погибали от перегрева.
Официальными героями собачьей космонавтики считаются теперь Белка и Стрелка (!) , благополучно вернувшиеся домой.
Многие желали увидеть спутник воочию с Земли, но первый спутник был слишком мал. А при запуске второго спутника С.П.Королёв специально не отделил его от второй ступени, которая в частности сыграла роль в избыточном выделении тепла в биокабину. Так люди всех стран в определённое время могли наблюдать огромную звезду - второй спутник с уже погибшей к тому моменту Лайкой на борту.
Спутник с мёртвой собакой находился на орбите до середины апреля 1958 года, после чего вошел в плотные слои атмосферы и сгорел.



Так 107 минут полёта стоили многих седых волос не только самому Гагарину, но и конструкторам, наблюдающим за полётом...

Однако, этот инцидент стал не единственной аварийной ситуацией. Впервые за историю космических полётов отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль. «Восход» совершил посадку в незапланированном регионе, в глухой Пермской тейге. Снег доходил космонавтам до плеч. По официальной версии, их нашли через сутки. На самом деле - только на третий день. Причём в это время по телевидению уже начали передавать реквием. На третий день общественности было объявлено, что космонавты здоровы и уже двое суток отдыхают на даче. Впрочем, героям и правда предстоял долгий отдых. В следующий раз Леонов полетит в космос через 10 лет. Павлу Беляеву побывать в космосе ещё раз не доведётся. Он умрёт в возрате 45 лет от запущенной язвы, которую старательно скрывал от врачей, опасаясь, что болезнь поставит крест на его космическом будущем...




В конструкторском бюро знали, что корабль ещё не готов. 3 испытательных беспилотных запуска этого корабля окончились неудачей. Тем не менее, по указанию Брежнева, «Союзы» стали спешно готовить к полёту. Первая же проверка выявила более сотни неполадок.
Пилотировать такой космический корабль - задача, которую можно было доверить только очень опытному космонавту. Для стартующего первым «Союза» новый главный конструктор, Василий Мишин, который после сметри Королёва возглавил ОКБ-1, выбрал Владимира Комарова. Он был старшим из первого отряда космонавтов, самым умелым, и у него единственным из всех было инеженерное образовани.
23 апреля 1967 года «Союз-1» вышел на орбиту, однако проблемы начались практически сразу. Сначала с космонавтом не могли наладить связь. Когда это наконец удалось, Комаров доложил о неполадке: не открылась одна из панелей солнечной батареи. На корабле не хватало энергии. Отказала автоматическая система ориентации. Сориентировать корабль вручную было очень и очень непросто, тем более - на теневой орбите. Однако, Комаров отлично справился с управлением и вывел корабль на траекторию снижения. Руководители полёта, не спавшие более суток, вздохнули спокойно. На место предполагаемой посадки вылетела поисквая группа. Всем казалось, что самое страшное позади. На самом деле, оно только начиналось... При посадке корабля дала о себе знать ещё одна, последняя техническая неисправность... Вытяжной парашют не вытащил основной из контейнера. Но эта аварийная ситуация была расчётная. Вышел запасной парашют, однако корабль вращался, падая со скоростью почти 50 м/сек. Вытяжной и запасной парашюты скрутились настолько, что запасной не раскрылся. Эти 2 купола сплелись в единый жгут...
После всех неполадок, с которыми он смог справиться, шансов у Комарова, уже не оставалось...

Вначале государственная комиссия хотела поменять только борт-инженера, однако позднее в полёт решили отправить полностью дублирующий экипаж: Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева.
6 июня 1971 года стартовал с Байконура дублирующий экипаж, ставший теперь основным. Выход на орбиту прошёл без осложнений. Корабль состыковался со станцией «Салют-1». Более 20 суток на орбите стали новым рекордом Советского Союза, столь длинной вахты на космической станции человек ещё не нёс в космосе. Установив новый рекорд и выполнив программу, космонавты готовились к возвращению.
Вечером 29 июня «Союз-11» отстыковался от станции и направился к Земле. На высоте 9 тыс. метров раскрылся парашют. На Земле космонавтов уже ждали. С вертолёта, в котором находилась поисковая группа, было видно, как неторопливо спускалась кабина корабля
«Союз-11», как плавно и мягко она приземлилась... Прошло около получаса, а в центре управления всё ещё ждали доклада с места посадки. Наконец получено долгожданное кодовое сообщение, но совсем не то, к которому все готовились. «111», три единицы, единица означала смерть космонавта... Довольно скоро выяснилось, что случилось с кораблём... Оказалось, что при разделении отсеков на высоте 150 км от земли, почему-то открылся вентиляционный клапан. Произошла разгерметизация.
Отверстие было настолько маленьким, что его можно было заткнуть пальцем... Если бы космонавты знали об этом, потребовалось бы всего 52 секунды, чтобы его завернуть.
Через 80 сек была зафиксирована телеметрия: последнее сокращение сердечных мышц у Волкова; через 100 сек - у Пацаева и последнее
- 120 сек - у Добровольского... Они приземлились целые, невредимые и бездыханные.
После этого инцидента было решено, что старт и посадку космонавты должны будут проводить только в скафандрах...


